Мы стали тупее? Осмысление интеллекта
2013-12-27 19:43
2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать.
(Д.Б.Шоу)
Неожиданно для себя обнаружил, что на темы Мышления появились публикации и они стали обсуждаемы в сообществах. Вот, например, психолог сожалеет о сокращении умных школьников с «понятийным мышлением», совпавшее с дальнейшим развитием демократии (http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html). Вообще, эта тема преинтереснейшая, она затрагивает основы философии, психологии, социологии, нас самих в нашем самосознании и познании мира, даже, страшно сказать – нашу не столько индивидуальность, сколь несхожесть! Несмотря на декларируемые равенства, шило в мешке не утаить, особенно покалывает такое понятие, как интеллект. Господа психологи о многом таком догадываются, пытаются «научно оформить», худо-бедно систематизировать людской материал, но видимых успехов не имеют. Пришлось отказаться даже от такого «модного сравнителя», как тесты IQ Айзенка. Есть ещё классическое выражение И.Канта о том, что «не мыслям надобно учить, а мыслить», перечёркивающее всю современную доктрину всеобщего образования. Его понятие «просвещения» напоминает модное «саморазвитие», но противоположно ему по сути. Сразу определимся, что философские споры диалектического материализма, античной и немецкой или китайской философии и сами психологические тесты мы оставим за кадром. Одно маленькое замечание: история ведёт учёт великих мыслителей-философов (вообще, сложно прослыть мыслителем и не касаться философии) не от создателей пирамид или колеса, а от Конфуция и Сократа 2500 лет назад. Это важно. Сама философия, как «наука наук» оформилась, когда в центр был поставлен человек, его разум. С тех пор в осознании того, как мы мыслим и познаём мы ушли недалеко…. Но это если подумать, а если залезть в интернет-сообщества, то легко убедиться, что «мыслители» здесь - под каждым кустом-аккаунтом. И объяснение этого феномена в модном ныне размытии понятий. Определённая часть людей во все времена искала смысл. Многим знакомо: «я мыслю – значит существую». Пытливые лезут в «вики», читают значение «мыслю», затем «существую», иногда понимают, что должен быть смысл существования. Хорошо, если он найден, как «потребление на определённом уровне» благ цивилизации (на чём большинство и успокаивается), а если хочется большего?
Для полноты картины занимательно проследить этимологию определений в динамике: понятие интеллекта неразрывно связано со способностью МЫСЛИТЬ. В ранних упоминаниях последнего термина чётко прослеживалась его исключительность, как высшей ступени познания в процессе отражения действительности (у Ожегова, в БСЭ, или проще: «думать – доходить своим умом» - у Даля). В современной «библии демократии» - википедии это уже просто познавательная деятельность человека или (психологически) совокупность процессов – т.е. элементарная, чуть ли не физиологическая операция, доступная любому, кто способен осознать, «что он делает, когда ничего не делает». Это символично, и новое толкование (отражающее современные представления и их вектор) значительно расширяет элитарный прежде круг мыслителей: при демократии принято ГОВОРИТЬ о равенстве личностей во многих смыслах. Понятно, что гениальный Бернард Шоу вкладывал иной смысл в то, что означало «доходить своим умом». На практике мы видим нелепые инсинуации по многим вопросам, «новое толкование» очевидных вещей новоиспечёнными «мыслителями», переставляющими с места на место не только фразы прежних толкователей мыслей древних, но и смысл их озарений. Покупка переформатированных диссертаций лишь вершина айсберга дилетантизма и серости этих «интеллектуалов». Можно только надеяться, что новых учителей набирают не из «покупателей». Самое обидное, что если ранее подобные грамотеи были лишены возможности проявить свою глупость, благодаря образованным рецензентам, то с развитием интернета нас захлестнул поток профанского бреда и бесцензурного «свободомыслия», а хамство и бескультурье просто выходят на первый план. И эта «школа» формирует учеников часто и дольше и основательнее общеобразовательной.
Но если для измерения степени тупости тест ещё подходил, но не имел практического смысла, то с самими интеллектуалами были проблемы, причём тем большие, чем более разными оказались люди, и чем быстрее менялись их мировоззрения. Особенно удручал факт того, что испытуемый мог оказаться умнее составителя шаблонов или отличаться нетрадиционным мышлением (что особенно грустно для ЕГЭ), а результат отправлял его к дебилам - и это главное противоречие в демократических странах, провозгласивших личностную индивидуальность (обратной стороной медали стало отнесение и явных имбецилов к толерантно-«особенным»). Вообще, со многими психологическими тестами имеет место проблема испытуемых: обычно психологи работают с людьми, имеющими явные проблемы, а затем интерполируют результаты и тесты на остальных, кто в обычной жизни обходит их, как и врачей, стороной – от греха подальше. Важно понимать, что на практике мы видим размытие не только термина интеллект, но и опошление человеческой природы и сущности самого Человека. Бог с ним, с божественным происхождением, но это негативно влияет на сам смысл нашего существования, прямо «оскотинивает» обывателя, оправдывает «общество потребления», косвенно деградирует нравственную сущность. Опять вспоминается популярное ток-шоу, где главный «герой» заявился объяснить свою позицию: почему он – полицейский, сбив на просёлочной пустынной дороге девочку, даже не остановился помочь, а быстро скрылся. Его ответ сегодня потряс УЖЕ не многих: «А что вы хотели? – я просто человек со своими слабостями»… Где же М.Горький с его «Человек- это звучит гордо»… и с дробовиком?
Если всё-таки принять интеллект, как коренное отличие Человека от остального животного мира, то придётся менять саму суть современного понятия. Сомнителен прежний акцент на скорости изменчивости в эволюции (как, впрочем, и сама теория имеет множество конфликтов и допущений). Натянуто выглядит и сужение сегмента адаптации к внешнему миру: с его расширением и рядовой таракан, с аппетитом пожирающий отраву, от которой его предок два поколения назад протягивал лапки – даст такому «интеллекту» человека сто очков вперёд (ещё микроорганизмы обнаружены даже в ядерном реакторе),да и обучаемость некоторых акул просто зашкаливает. Да, появились научные направления изучения зачатков интеллекта у животных, вяло развивается «искусственный интеллект», но именно из-за «нового» толкования термина. Он не приближает нас к пониманию Человека. Возможно, теперь это не считается нужным для того большинства, в которое мы с вами угодили, и которому, по мнению властителей, требуется больше толерантности и меньше интеллекта. И как это «наше большинство» не будет демагогически называться, хоть интеллектуальными демократами – на деле, с таким предлагаемым багажом реальной интеллектуальности и нравственности, имя ему – безвольные ограниченные рабы.
Есть замечательная книжка В. Круковера «Агрессивность собак и кошек». Где не только правильно трактуются главные движители – инстинкты, но обретают смысл и наши отличия от братьев меньших. Мы же попытаемся определиться: чем же является интеллект на деле, в чём именно мы обретаем новое качество миропонимания, как люди, а не вид животных. Ни для кого не секрет, что Инстинкты – это то, что роднит нас с остальным животным миром: именно ими определяются важные нам изменения внешней среды и формируются поведенческие реакции, подчас ещё до уровня осмысления. Это глубинный, заложенный матерью-природой механизм, обеспечивающий выживание и воспроизводство вида. Никто не знает: эволюция или воля Создателя требовали, чтобы нашёлся организм, способный превозмочь эти инстинкты ради чего-то большего, чем сам индивид, стая, популяция или сообщество. Никакой индивид, думающий о сохранении собственной шкуры, своей семьи, или даже стаи не способен мыслить категориями общества и целой планеты или идеями и идеалами, важными для общества. Здесь нужна жертвенность, способность переступить собственные инстинкты ради всего общества. И на это стал способен только Человек. Поэтому довольно разумно, определяя человечность, как «удаление» от животных, говорить об интеллекте, как о грани, ограждающей его от инстинктивного поведения. Важно уточнить, что речь идёт об осознанном выборе (собака, погибающая, защищая хозяина, одинокий волк, потерявший волчицу, и умирающий от тоски или вымуштрованный солдат, поднимающийся в атаку под пули по приказу – это другое). Поэтому, первым, описанным примером истинного интеллектуала, следует признать Иисуса Христа, последними на моей памяти были А.Д.Сахаров, Л.Н.Гумилёв, Н.Мандела. Эта жертвенность часто не описывается не только правовыми, но и моральными нормами, необходимыми для жизни общества. Высшая степень человечности оперирует понятиями лишь нравственности – это те критерии оценки интеллекта, которые и позволяют судить о его уровне, и именно они, увы, недоступны осмыслению большинством.
Поэтому, ныне популярное бытовое определение интеллекта, как ума, да ещё производного от образования, выглядит странно, и для этого есть другие, более точные определения. Связь с образованием, конечно, есть, но она опосредована – без него никакой человек не придёт к осознанию интеллектуальности самостоятельно. Религиозные догматические механизмы способны лишь привить и внушить нравственные ориентиры, но осознания не произойдёт. Есть много свидетельств того, что сам уровень интеллекта обусловлен многими факторами, один из которых – наследственность (некий начальный уровень и допустимый диапазон), далее идут семейной воспитание и уровень образования, изменяющие его в обе стороны. На эту тему много домыслов и слухов, составляющих основу конспирологических теорий, особенно когда говорят об образовании и воспитании элит, но идея гораздо шире и затрагивает основы миропонимания и зрелости общества, отражает уровень нашей Цивилизации. Тут мы подходим к грустному финалу: все люди разные, особенно интеллектуально, способность мыслить не даётся изначально и обретается далеко-далеко не всеми. Общество, не заботящееся об истинном уровне интеллекта, обречено на деградацию, и характерным показателем является отношение к нравственным лидерам, их авторитетность (сама интеллектуальность большинством, лишённым этого, верно определена быть не может). Новые, усиленно внедряемые, образовательные стандарты не изменят интеллектуальный уровень и количество его носителей (и не имеют такой цели), и наоборот - никакая религия не повысит качество интеллектуальных людей, а сами образование с религией нельзя подменять одно другим. Без понятия нравственности понятие интеллекта выхолащивается и теряет своё осмысление обществом. И уж точно, насаждаемое усреднение в образовании, возможностях и достижениях, вкупе с «демократическими ценностями» даст нам не свободных индивидуальных «личностей», а, скорее, безнравственных дегенератов с интеллектом на уровне физиологии таракана – основу нового общества с идеологией «потреблядства». Бедным психологам останется лишь констатировать дальнейшее снижение «правильно-думающих», как в ссылке в начале статьи. Есть идеи, как изменить эту тенденцию? Я бы предложил начинать с возрождения традиционной семьи и борьбы за нравственную чистоту, что полнее отражено в статьях: «Семья и Свобода» и «Поколение непуганых демократов».
Владимир Золин







Твитнуть | Рекомендую |
Агафонов Сообщений: 322 | - 2013-12-28 00:02 |
Есть ещё классическое выражение И.Канта о том, что «не мыслям надобно учить, а мыслить», перечёркивающее всю современную доктрину всеобщего образования Совершенно верно. Не забивать память фактами, кои отчасти недостоверны уже при запоминании, отчасти – утратят свою достоверность в течение жизни обучаемого, а давать знания и навыки оные факты искать, осмыслять и использовать. …история ведёт учёт великих мыслителей-философов (вообще, сложно прослыть мыслителем и не касаться философии) не от создателей пирамид или колеса, а от Конфуция и Сократа 2500 лет назад. Это важно. Сама философия, как «наука наук» оформилась, когда в центр был поставлен человек, его разум. Напомню не мною подмеченное: чем отличается философия (любовь к мудрости) от мудрости?.. в Элладе жили философы, а на Руси – мудрецы; и где теперь Эллада?.. вот тем-то и отличается философия от мудрости. Ну а если ещё в центр любви к мудрости поселён человек или, точнее, человекоподобный, то пиши пропало… …главный «герой» заявился объяснить свою позицию: почему он – полицейский, сбив на просёлочной пустынной дороге девочку, даже не остановился помочь, а быстро скрылся. Его ответ сегодня потряс УЖЕ не многих: «А что вы хотели? – я просто человек со своими слабостями»… На сей счёт ещё в 90-ых сформулировал такое вот кредо: «я – человек и ничто человеческое мне не чуждо!.. т.е., труслив, как заяц; подл, как шакал; глуп, как баран…» Никто не знает: эволюция или воля Создателя требовали, чтобы нашёлся организм, способный превозмочь эти инстинкты ради чего-то большего, чем сам индивид, стая, популяция или сообщество. Никакой индивид, думающий о сохранении собственной шкуры, своей семьи, или даже стаи не способен мыслить категориями общества и целой планеты или идеями и идеалами, важными для общества. Здесь нужна жертвенность, способность переступить собственные инстинкты ради всего общества. А почему бы воле Создателя не выразиться в эволюционном процессе?.. И почему ради всего общества – имеется в виду, кстати, ныне ЕЩЁ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ общество, т.е., Человечество, как общность, а не разрозненные сообщества – необходимо обязательно переступать через собственные инстинкты?! Всё может протекать вполне гармонично: основной инстинкт – самосохранения – преобразуется в инстинкт сохранения рода (сохранение вида здесь не буду рассматривать), как только индивидуум осознает, что он – не только физическое тело, но и «тело» духовное, каковое сохраняемо после смерти физической именно его родом… И так далее, согласно иерархичности объектов и феноменов. …довольно разумно, определяя человечность, как «удаление» от животных, говорить об интеллекте, как о грани, ограждающей его от инстинктивного поведения Психика есть – условно говоря – сфера. Соответственно, интеллект есть сфера, объемлющая сферу инстинктов. Примерно так же, как воздушный шарик при уколе лопается, выходят под внешним воздействием из-под контроля сознания (столь же «тонкого», как и оболочка шарика), руководствуемого интеллектом, инстинкты. Поэтому, первым, описанным примером истинного интеллектуала, следует признать Иисуса Христа Вай. Интеллектуал Христос… Может быть, интеллигент?.. А ещё лучше – человек совестливый и праведный, ибо интеллектуалов (кто скажет, что Ходорковский – не интеллектуал, в того брошу камнем) нам явлен такой ряд, что многие неинтеллектуалы нервно сжимают рукоятки ножей… …ныне популярное бытовое определение интеллекта, как ума, да ещё производного от образования, выглядит странно, и для этого есть другие, более точные определения В нашем Языке есть два понятия: ум и совесть; и ум, руководствуемый совестью, есть разум. Отсюда возможны - умный негодяй… совестливый, но не очень умный, простоватый, человек… разумный человек, наконец (истинный человек, то бишь). «Интеллект» же слово не нашего языка – отсюда и разные у нас толкования. Полагаю, что оное понятие следует применять расширительно: в качестве характеристики способности к обработке информации, каковой обладают многие субъекты и объекты. все люди разные, особенно интеллектуально, способность мыслить не даётся изначально и обретается далеко-далеко не всеми Изначально – т.е., генетически, при рождении – индивид наделён неким образом (в пОлевом виде) алгоритмов, при взаимодействии с коим (помимо взаимодействия с окружающим миром) растёт и развивается его «приёмо-передающая эгрегор-антенна», мозг (в частности, довольно-таки совершенные таковые алгоритмы его мамы передаются вполне определимо). Я бы предложил начинать с возрождения традиционной семьи и борьбы за нравственную чистоту Совершенно верно! Только необходимо более детально выяснить, что значит «традиционная семья», и на сей – согласованной - основе заниматься её возрождением. | |
Чтобы оставить комментарий Вы можете или зарегистрироваться, или войти, или прокомментировать статью с Вашим ip-адресом.
Комментировать
Источник: http://www.razumei.ru/lib/article/2088


Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2025-03-14 » SPF-запись
- 2025-03-07 » SEO на маркетплейсах: как оптимизировать карточку товара для поисковой выдачи
- 2025-02-18 » Топ-10 бесплатных нейросетей для генерации изображений: лучшие ии генераторы 2024 года
- 2025-02-11 » Критическая уязвимость в 1С-Битрикс
- 2025-02-11 » Google Search Console: руководство для начинающих вебмастеров
- 2025-02-11 » Методы измерения результативности рекламных кампаний: плюсы и минусы
- 2025-02-11 » Тренды SEO в 2025 году
- 2025-02-10 » Свой Google в локалке. Ищем иголку в стоге сена
- 2025-01-29 » SEO — это комплексная работа. Шесть главных факторов ранжирования сайтов
- 2025-01-29 » Гайд для главной страницы e-commerce сайта: как оформить, чтобы повысить конверсию
- 2025-01-20 » Krea AI выпустила бесплатную функцию преобразования изображений в 3D-объекты — их можно вращать и вписывать в фотографии
- 2025-01-19 » Отзывы на Яндекс Картах: как пройти модерацию
- 2025-01-15 » Топ-6 лучших российских нейросетей, в которых можно генерировать тексты и изображения бесплатно и без VPN
- 2025-01-14 » 15 бесплатных способов узнать, чем интересуется ваша аудитория
- 2025-01-11 » Бездепозитные бонусы в казино за регистрацию с выводом: особенности и возможности получения
- 2025-01-09 » Новая модель LAM способна выполнять задачи в Word
- 2024-12-26 » Универсальный промпт для нейросети: как выжать максимум из ChatGPT, YandexGPT, Gemini, Claude в 2025
- 2024-11-26 » Капитан грузового судна, или Как начать использовать Docker в своих проектах
- 2024-11-26 » Обеспечение безопасности ваших веб-приложений с помощью PHP OOP и PDO
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-15 » Перенос сайта на WordPress с одного домена на другой
- 2024-11-08 » OSPanel 6: быстрый старт
- 2024-11-08 » Как установить PhpMyAdmin в Open Server Panel
- 2024-09-30 » Как быстро запустить Laravel на Windows
- 2024-09-25 » Next.js
- 2024-09-05 » OpenAI рассказал, как запретить ChatGPT использовать содержимое сайта для обучения
- 2024-08-28 » Чек-лист: как увеличить конверсию интернет-магазина на примере спортпита
- 2024-08-01 » WebSocket
- 2024-07-26 » Интеграция с Яндекс Еда
Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые при этом смотрят на звезды Уайльд Оскар - (1854-1900) - английский писатель |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.
Или напишите нам в WhatsApp
Или напишите нам в WhatsApp