Педагогический риск – проблема методологии социальной педагогики
Современный социокультурный кризис является открытой системой, состоящей из противоречий. Они различны внешне, но суть их едина. Модель противоречия состоит из пары ценностных отношений (например, человек – средство), которая может выступать критерием при оценке возникшего между людьми противоречия, может быть мерилом поступка или основой для выбора цели и средства действия в различных сферах социальной деятельности, и педагогической в том числе.
По мнению некоторых социологов, современное общество является обществом риска. О том, что же такое риск для социальной педагогики, активно начали рассуждать в последние десятилетия, до этого он рассматривался только в качестве величины в математических теориях. Исследования, посвященные теме риска, выделили три основных направления для изучения этого понятия.
Формально-нормативный подход направлял исследования на необходимость создать универсальный эталон риска, который помог бы сравнивать различные его виды. Психологически-когнитивный подход ставит вопрос о том, каковы процедуры принятия решений при возникновении риска. При социологических исследованиях риска на первое место вынесли вопрос об определении факторов, на основе которых с учетом определенных социальных кругов будет доминировать определенное мнение о риске. Сторонники культурно-социологического подхода утверждают, что восприятие риска отфильтровано социально, а затем заключено в рамки социальных клише. Но, ни один из этих подходов не рассказывает о риске социализации.
Когда в педагогику вошло понятие «социализация», произошли разительные перемены. Не так давно это понятие было инструментарием социологии, социальной психологии, а педагогика описывала механизмы становления личности через понятие «воспитание». Авторы многочисленных педагогических работ сегодня разделились: одни упраздняют воспитание, а все, что ранее к нему относилось – называют социализацией, привычные определения в педагогике теснят и не добавляют им новый научный смысл; другие называют социализацией гражданское и нравственное воспитание, и пытаются решить проблему смены жизненных ценностей средствами социализации; а вот третьи полагают, что социализация – все педагогические и стихийные влияния на ребенка, что уводит их (авторов) за пределы предмета педагогики.
Интересны исследования Н.Ф. Головановой, она называет социализацией процесс, который характеризует образование личности, предполагает совместную со сверстниками и взрослыми выработку своего социального опыта, стиля жизни и ценностных ориентаций; а не только усвоение готовых форм социальной жизни, способов адаптации к социуму и взаимодействия с ним. Методологический интерес исследования Головановой заключается в том, что автор ищет адекватное определение характеристик содержания социализации, а затем переводит это понятие в систему педагогических задач социализации. Чтобы педагогика смогла предупредить риски социализации, она должна увидеть ее феномен со своей стороны, а не через призму других наук.
Потребность ввести в педагогическое исследование понятие «риск» возникла после информационно-технологической революции, основанной на развитии новых технологий, внесших ощутимые перемены в науку и современную культуру. Вследствие этого произошла технизация образования, педагогической науки, в педагогический процесс ввели педагогические технологии, и понятийный аппарат (понятие «риск» в этом случае) из других наук позаимствовали нетехнические науки, к которым относится и педагогика.
«Рисковая» ситуация социокультурного кризиса предполагает возрастание предупреждающей функции педагогики. Существует множество реальных фактов, которые свидетельствуют о следующем: методики, основанные на отношении «человек – высшая ценность» это реальность, реализация которой возможна в условиях экстремальных, условиях перевоспитания и воспитания. Педагогика имеет большое основание для реализации потенциала таких возможностей.
Педагогика и общество.
Если задуматься о том, способна ли педагогика повлиять на развитие общества, которое рассматривается в качестве цельного многообразия социальных групп, то нужно обратить внимание на актуализацию и рационализацию этого процесса. Педагогика, как и другие общественные науки, использовались утилитарно, являлись слугами идеологии, мало осмысливали реальные процессы, которые происходили в общественной культуре и практике. Это привело к вырождению общественных наук в чистую идеологию. И сегодня, несмотря на то, что ситуация изменилась на законодательном уровне, ценности и установки большинства педагогов остались прежними. Пока еще образование не стало ценностью для общества.
Судить об этом можно по числу беспризорных детей, росту социальных патологий у молодежи, качеству обучения, материальному состоянию образовательных учреждений, отношению к профессии педагога, содержанию образовательных стандартов. Любое действие, совершенное в гуманитарной сфере, является очень ответственным, и если оно приносит ущерб духовности, хоть одному человеку, его необходимо пересмотреть.
Очень важным для педагогических исследований является тезис о том, что при решении педагогической задачи может появиться побочный продукт, и он не должен наталкивать ребенка к плохому поступку. Особую важность он представляет для социально-педагогических исследований, которые направлены на предупреждение социальных отклонений, которые и являются теми самыми побочными продуктами. Педагогическое влияние является деятельностью педагога, направленной на предупреждение социальных отклонений. Задачей педагога-методолога является осмыслить систему педагогических средств, которая является системой педагогических рисков.
Педагогический риск.
Этимология понятия «риск» связывает его происхождение с кораблекрушением, которое в греческом языке называли подобным образом. Риск – это возможная опасность, это замысел, который осуществляют не из-за уверенности в результате, а в надежде на случайность. Риск в гуманитарной сфере является возможным основанием человеческой судьбы. Он связан с человеческой деятельностью, поэтому его значение и смысл обусловлены предметом такой деятельности.
Часто случается, что при педагогическом влиянии, педагог наградит ученика одобрительным взглядом, тем самым вселив в него уверенность в своих силах, что породит позитивные изменения. Возможен и обратный вариант, когда суровые и беспощадные требования к ребенку вводят его в чуждый ему мир знаний, требуют того, что чуждо душе ребенка. Например, учитель требует систематичности, сосредоточенности и внимания от ребенка, забывая о том, что в его душе живет наблюдательность и подвижность, не давая ему возможности развивать ум через вопросы, развивать желание учиться самому. Решение, выбранное педагогом, может стать причиной дидактогении – отрицательного психического состояния ученика, которое вызвано нарушением педагогического такта. В таком случае риском является выбор педагогического риска.
В педагогике базовое понимание риска – рефлексивное взаимодействие между педагогической деятельностью учителя и образовательной деятельностью ученика. Любой, даже самый опытный педагог, войдя в класс, оказывается в ситуации неопределенности, а также сам ее создает. При этом возникает ситуация оценивания педагога учениками и наоборот, после чего происходит выбор стратегии поведения. Здесь возникает и риск учителя, и риск ученика. Перед тем, как зайти в класс, педагог осмысливает рамки взаимодействия и будет его корректировать в зависимости от отношения и реакции учащихся.
Педагогический риск является актом принятия педагогического решения, когда возникает ситуация неопределенности, а наиболее вероятный прогноз – получение ожидаемого результата. Обоснованность и надежность прогноза являются степенью педагогического риска. Педагогический риск отражает готовность учителя к тому, чтобы рискнуть и предпринять инновационную деятельность. В качестве способа деятельности педагогический риск имеет такие компоненты:
- Ответственность, которую берет на себя учитель при осуществлении педагогического замысла;
- Преодоление неопределенности, когда возникает ситуация выбора и необходимость принять педагогическое решение;
- Регулировка отношений между участвующими в образовательном процессе;
- Согласование педагогических действий всех членов педагогического коллектива.
Риск в методологии педагогики.
При деятельностном подходе риск является мерой успешности совместной деятельности педагога и учеников. Философский контекст деятельностного подхода предполагает, что неопределенность – это необходимая составляющая человеческой деятельности, поэтому педагогический риск является всегда обоснованным, а иначе он не есть педагогическим, поскольку потерянна функция педагогики, охраняющая духовное и физическое здоровье ребенка.
На уровне методологии педагогики существует необходимость формирования понимания педагогического влияния, повышающего ответственность учителя и осуществляющее рефлексивное взаимодействие педагога с учениками, предупреждающего девиантное поведение последних. Осуществить это возможно при постановке социально-педагогических задач с позиции психологической безопасности личности, когда их направленность – развитие готовности к самозащите от внешнего влияния.
Характеристика рисков воспитания предполагает следующее:
- область риска: это рефлексивное взаимодействие учителя и учеников в процессе воспитания;
- ситуация неопределенности педагогического события: педагогическая ситуация и взаимодействие имеет ряд уникальных факторов, поэтому перед тем, как педагог зайдет в класс, он должен построить план встречи с ним, быть готовым его корректировать, быть готовым к ситуации неопределенности, уметь самому создать ее;
- адресат риска: педагогическое событие предполагает наличие риска всех участников образовательного процесса, но педагогическим считается риск утраты позитивных ценностных ориентаций, которые лежат в основе педагогического взаимодействия; нет риска – нет воспитания;
- принятое педагогическое решение: при педагогическом действии педагог должен рефлексивно оценить совершенный поступок с позиции участников педагогического взаимодействия и их ценностных ориентаций; педагогический поступок направлен на то, чтобы ученики усвоили опыт ответственности и отрицательных ценностных ориентаций;
- амбивалентность результата, отсроченность последствия выполнения педагогического процесса: формирование коллективизма, закрепление положительных ценностных ориентаций всех участников педагогического взаимодействия.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-11-15 » Перенос сайта на WordPress с одного домена на другой
- 2024-11-08 » OSPanel 6: быстрый старт
- 2024-11-08 » Как установить PhpMyAdmin в Open Server Panel
- 2024-09-30 » Как быстро запустить Laravel на Windows
- 2024-09-25 » Next.js
- 2024-09-05 » OpenAI рассказал, как запретить ChatGPT использовать содержимое сайта для обучения
- 2024-08-28 » Чек-лист: как увеличить конверсию интернет-магазина на примере спортпита
- 2024-08-01 » WebSocket
- 2024-07-26 » Интеграция с Яндекс Еда
- 2024-07-26 » Интеграция с Эквайринг
- 2024-07-26 » Интеграция с СДЕК
- 2024-07-26 » Интеграция с Битрикс-24
- 2024-07-26 » Интеграция с Travelline
- 2024-07-26 » Интеграция с Iiko
- 2024-07-26 » Интеграция с Delivery Club
- 2024-07-26 » Интеграция с CRM
- 2024-07-26 » Интеграция с 1C-Бухгалтерия
- 2024-07-24 » Что такое сторителлинг: техники и примеры
- 2024-07-17 » Ошибка 404: что это такое и как ее использовать для бизнеса
- 2024-07-03 » Размещайте прайс-листы на FarPost.ru и продавайте товары быстро и выгодно
- 2024-07-01 » Профилирование кода в PHP
- 2024-06-28 » Изучаем ABC/XYZ-анализ: что это такое и какие решения с помощью него принимают
- 2024-06-17 » Зачем вам знать потребности клиента
- 2024-06-11 » Что нового в работе Яндекс Метрики: полный обзор обновления
- 2024-06-11 » Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе
- 2024-06-11 » Скорость загрузки сайта: почему это важно и как влияет на ранжирование
- 2024-05-27 » Подборка сервисов для расшифровки аудио в текст
- 2024-05-27 » PostgreSQL 16. Изоляция транзакций. Часть 2
- 2024-05-06 » Как настраивать конверсионные стратегии: работа над ошибками
- 2024-04-22 » Комментирование кода и генерация документации в PHP
Секрет быть несчастным: иметь время занудствовать на тему, счастлив ты или нет Шоу Джордж Бернард - (1856-1950) - английский писатель. В своем творчестве ниспровергал догматизм и предвзятость, традиционность представлений |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.