Последние годы показывают, что с каждым годом Internet все больше проникает в жизнь людей. Вскоре Internet найдет свое место во всех сферах современного бизнеса, в котором работают такие бизнес-модели, которые в реальной жизни и представить себе невозможно. Уже сейчас чувствуется, что Internet становится атрибутом деловой жизни каждого, кто стремится процветать и улучшить экономическую ситуацию в стране.
Вообще Internet как новая территория для ведения бизнеса предоставляет широкие возможности отображения реальной экономики государства в виртуальной вселенной. Бурное развитие E-commerce (электронной коммерции) открывает новые перспективы для ведения бизнеса. Не исключено, что именно Интернет - коммерция станет тем катализатором, который приведет к созданию совершенно новых моделей рыночных отношений, совершенно новых объединений партнеров и в итоге - абсолютно новой экономики.
Наиболее важный вывод - сеть догнала другие секторы экономики Соединенных Штатов Америки, что дало основания специалистам заговорить об Интернет - экономику.
Тысячи компаний в Европе еженедельно выходят на виртуальный рынок с предложением своих товаров и услуг. Ими движет стремление получить рынки сбыта продукции, установить связь с новыми группами клиентов - из средних и крупных предпринимательских слоев - и глобальная сеть Internet предоставляет им такую возможность.
Электронный бизнес пока отстает по объему сделок, что меньше в 2-3 раза от обычных для западного рынка сделок по телефонной договоренности и торговлей по каталогу. Однако есть надежда, что через некоторое время все (или почти все) мировой бизнес перейдет в виртуальный мир.
На Украине и в России постепенно встает актуализация проблемы электронной коммерции (E-commerce), непосредственно такими средствами, как:
1. Проведение выставок, тематических конференций;
2. Публикаций тематических статей в СМИ (газетах, журналах, журналах и т. п.);
3. Реклама Internet на телевидении т. п.
Можно выделить несколько проблемных правовых аспектов интернет бизнеса:
1. Отсутствие правовой культуры у населения - это глобальная и самая актуальная проблема для всего мирового общества. Это касается не только пользователей Интернет, но и большинства жителей Украины и СНГ. Незнание и непонимание основ права, специальных знаний и именно это составляет достаточно серьезную проблему.
2. Правовая ошибка пользователей в том, что Интернет находится вне всякой юрисдикцией, вне отдельного государства, и по поводу отношений в Интернете нельзя применять законодательство какого-либо отдельного государства.
3. Всем известно, что в Интернет - за приобретенный товар надо расплачиваться кредитной картой или электронными деньгами, поэтому этот вопрос в принципе, тоже может подталкивать к мысли, некоторые слои общества, что Интернет только для обеспеченных кто имеет кредитные карты.
4. Проблема виртуальной торговли и социальной защиты покупателя (возврат некачественного товара) при совершении покупки в Интернете.
5. Проблема юрисдикции. Среди огромного количества компаний, предлагающих свои товары и услуги в Интернете, некоторые на своих сайтах имеют информацию о регистрации своих компаний, поэтому необходимо принимать меры воздействия на эти фирмы в соответствии с законодательством той страны.
6. Проблема создания третейских судов для рассмотрения и решения спорных вопросов, возникающих в сети Интернет.
Для нашей страны важно сегодня, для ведения бизнеса в Интернет, решение следующих вопросов:
Принятия и регламентация законов, нормативных и правовых аспектов в интернет-бизнесе, инструкций;
Финансирование научных исследований;
Криптографии;
Цифровой подписи;
Платежных систем для ведения расчетов в Интернет;
Создание в правоохранительных органах, в частности в МВД, подразделений по борьбе с киберпреступлениями.
Украина в отношении к ведению бизнеса в Интернет сильно отстает от западных государств. По последним данным исследовательских групп, Интернет в пассивном режиме (ознакомление, переписка, поиск) на Украине использует порядка 7% трудоспособного населения страны. И всего 0,3% используют его активно, делая первые коммерческие шаги. Значительная часть населения, порядка 30-35%, вообще ничего не знают об Интернете. А 30% трудоспособного населения только слышали о нем.
Поэтому можно сделать вывод, что нужно выявлять правовые аспекты в интернет-бизнесе. Ведь это яркое будущее и хочется отметить, что если ссылаться на объективные трудности и ничего не делать, то страна снова будет отгорожена от мира занавесом. Только на этот раз не железным, а электронным. И тем более для безопасности ведения бизнеса в Интернет от преступлений и преступников на государственном уровне должны быть созданы подразделения по борьбе с компьютерной преступностью и кибер-преступлениями. Должны работать правовые аспекты использования интернет технологий