Мировой опыт успешного предпринимательства достаточно обширен и его анализ позволяет выделить приблизительный алгоритм удачного запуска бизнеса. Речь идет не о крупном бизнесе, для которого актуальнее головокружительные слияния и поглощения и привычные образования дочерних структур.
О значении малого бизнеса для экономики государства много говорят на всех уровнях властных структур и общества, однако будущих бизнесменов живо волнует тема подводных камней при открытии своего дела. Вот что должно оказаться в фокусе внимания предпринимателя до того, как он соберется зарегистрировать свое индивидуальное предприятие или компанию.
1. «Лиха беда начало».
Принять решение о своем запуске бизнеса непросто – иногда к нему идут всю жизнь, и только ограниченный контингент владельцев бизнеса рождается с желанием работать на себя, а не на дядю с самых ранних лет. Проверить обоснованность своего решения можно с помощью специально разработанных психологических тестов, позволяющих выявить наличие обязательного набора качеств потенциального бизнесмена.
2. Надежные партнеры или слаженная команда.
Это важнейшее обстоятельство, дающее фору предпринимателю, который имеет возможность трудиться в окружении профессионалов-единомышленников. От наличия партнеров может зависеть формирование начального капитала, клиентура, знание рынка и многое другое, что будет помогать развивать бизнес.
3. Правильный бизнес-план.
Имеется в виду тщательная и профессиональная подготовка бизнес-плана. Он должен быть полным, содержащим все требуемые разделы – от разработки маркетинговой стратегии до калькуляции рисков. На этапе бизнеспланирования оригинальный замысел (бизнес-идея) проходит свою первую апробацию. Проверяются правильность маркетинговой стратегии, расчеты cash-floor и координаты безубыточности проекта. Польза от подробного бизнес-плана заключается в том, что он позволят выявить «тонкие» места бизнес-идеи расчетным путем, до вложения средств.
4. «Нос по ветру».
За этим нарицательным высказыванием скрывается постоянный мониторинг новостей, прямо или косвенно относящихся к области своего дела. Успешные предприниматели рассказывают о начальном периоде примерно так «Я думал о бизнесе 24 часа в сутки. Это как ребенок, его нельзя оставлять без присмотра». Крайняя восприимчивость ко всему новому на подготовительном этапе к запуску бизнеса трансформируется в тактическую гибкость при принятии решении в дальнейшем.
5. «Сам себе режиссер…»
А также юрист, технолог, бухгалтер… – этот список можно продолжать бесконечно. Данные опросов предпринимателей подтверждают положение, согласно которому недостаток юридических и экономических знаний превращается в значимое препятствие на этапе Start-Up. Элементарные ошибки в составлении договоров влекут за собой последствия от невыполнения обязательств до намеренного обмана партнерами. Поэтому многие предприниматели, не доверяющие принципу делегирования полномочий главбуху и юристам, предпочитают получить заочно второе (или третье) – юридическое образование. Само собой, экономических знаний должно хватать больше, чем на расчеты определения размеров чистой прибыли (убытка) предприятия. Желательно, чтобы бизнесмен мог самостоятельно производить анализ своего сегмента рынка и прогнозировать потенциал свой ниши на нем.
6. Наличие административного ресурса.
Иногда решающим фактором запуска бизнеса. является комплекс из «ударных» обстоятельств. Он может состоять из огромного опыта работы и наличия административного ресурса для осуществления определенной деятельности. Например, освоивший тему банальной регистрации юрлица или перепланировок может создать свою компанию по оказанию этих услуг. И в условиях крупного города они будут востребованы.
7. Приверженность к цивилизованным способам функционирования бизнеса.
Речь идет не только об исправной выплате налогов. Этот фактор не так давно сформулирован, и надо отметить, что его возникновение связано с уроками кризиса ликвидности. Русскоязычный мир бизнеса имеет свои дремучие установки: рентабельность ниже 20%-30% считается позорно низкой и не заслуживающей внимания. Что говорить о 5-7% рентабельности – в глазах европейских предпринимателей она вполне достаточно, чтобы серьезно размышлять о запуске бизнеса.
Все перечисленное будет весьма полезным для молодого человека, вплотную подошедшего к обретению статуса предпринимателя. В случае, если он разделяет обоснованность перечисленных требований, ему будет вполовину легче запускать бизнес, нежели невеже и упрямцу. Последние, как показывает статистика, руководителями компаний становятся крайне редко.