Введение в портфельные инвестиции – 1
Для начала рассмотрим историю появления концепции портфельных инвестиций, и разберемся, чем идеи портфельных инвестиций отличаются от других стратегий вложения капитала. Инвестор, выходящий на рынки с целью вложения средств должен выбрать, каким же видом инвестиций он собирается заниматься. Есть три основных варианта вложения средств, три базовых стратегии поведения на финансовых рынках, доступных мелкому частному инвестору. Ниже эти стратегии перечислены в порядке исторического появления их теоретической базы. (В скобках отмечу, что существуют и другие стратегии извлечения дохода на финансовых рынках, которые как правило, недоступны мелкому инвестору без значительного капитала и/или институционального оформления своей деятельности: брокерская и дилерская деятельность, андеррайтинг, сделки слияния и поглощения, арбитраж и т.п. В рамках настоящего цикла статей мы эти подходы рассматривать не будем). Ниже мы разберем особенности всех трех подходов и поговорим о том, почему они появлялись на свет именно в этом порядке, а также о том, как при этом изменялись финансовые рынки, приводя к смене приоритетов инвесторов. К сожалению, на практике есть еще и четвертая группа, причем она едва ли не более многочисленна, чем перечисленные три вместе взятые. К ней относятся игроки, «чайники», непрофессиональные инвесторы, люди, плохо понимающие, что они делают на рынке, и пытающиеся смешивать между собой перечисленные выше стратегии. Делать это категорически не рекомендуется. Как правило, большинство бед на фондовом рынке происходит от того, что люди не понимают, каким именно видом вложений денежных средств, каким именно типом поведения на финансовых рынках они пытаются заработать. Можно быть успешным спекулянтом. Можно быть успешным активным инвестором. Можно быть успешным пассивным инвестором. Но когда человек начинает, скажем, пытаться вкладывать, пытаться играть на рынке как спекулянт, а после потери части средств начинает считать себя долгосрочным инвестором, или наоборот, когда он решает инвестировать на длительный срок, но при этом зачем-то периодически выходит из позиции по стоп-приказам, в этом случае, как правило, его ждет неудача. Итак, есть три основных способа поведения инвестора на финансовых рынках. Рассмотрим их подробнее, обращая внимание на исторические условия, во время которых возникала теоретическая база для указанных концепций. 1. Спекуляции Начнем со спекуляций, которые появились раньше всего остального. Понятно, что спекуляции существовали, наверное, вечно, с момента зарождения человечества и финансовых рынков, но некую теоретическую основу под них впервые попытались подвести примерно в конце XIX века, и попытки эти связаны с именем Чарльза Доу, который в западном мире (США и Европе) считается основоположником технического анализа. Это тот самый Доу, который придумал индекс Доу-Джонса. И в 1890-е годы он впервые сформулировал основные постулаты технического анализа, а также описал различные модели поведения графиков, фигур и т.д. Чем, по сути, занимается технический анализ? Возможно, для кого-то это будет откровением, возможно, для кого-то это не новость, но технический анализ - это попытка играть против массы непрофессиональных игроков в расчете на особенности человеческой, массовой психологии. Так получается, что когда люди вместе реагируют толпой, кучей, группой на одни и те же раздражители, то они склонны к коллективным иррациональным (зачастую невыгодным для себя) действиям. Например, либо все вместе впадают в эйфорию и загоняют котировки к небесам, либо наоборот впадают в панику и начинают распродавать активы дешевле тех цен, которые активы действительно стоят. Чарльз Доу впервые попробовал анализировать графики поведения цен и объемов активов и дал практические советы, по сути - советы спекулянтам, о том, как попытаться заработать на краткосрочных колебаниях цен. Работает ли технический анализ? Работают ли подходы Чарльза Доу? Правильный ответ таков: вероятно, они неплохо работали в то время, когда жил сам Чарльз Доу, когда у трейдеров не было компьютеров, когда информация доходила до людей с разным уровнем задержки, когда основные сигналы о ценах на акции воспринимались в лучшем случае с ленты телеграфа или тикера. В этом случае, когда одни люди (явное меньшинство) строили графики, а другие люди (большинство) этого не делали, впадая в эйфорию или наоборот в панику вместе с рыночной толпой, подходы Чарльза Доу, пожалуй, и в самом деле помогали отдельным участникам рынка, использующим идеи технического анализа, извлекать из этого дополнительную выгоду. Возможно ли это сейчас, в век персональных компьютеров, когда информация одновременно доходит до всех участников рынка, и все на экране одновременно наблюдают одни и те же графики? Чуть позже я отвечу на вопрос, в какой степени технический анализ может быть полезен в сегодняшних условиях, а пока рассмотрим следующий подход. 2. Активные инвестиции Второй популярный подход – активные инвестиции, теоретической базой для которых является фундаментальный анализ. Появился он в 1930-е – 1940-е годы, и связывают его обычно с именем Бенджамина Грэхема, а также с именем его, пожалуй, самого известного ученика - Уоррена Баффета, умело применявшего эти методы и заслуженно получившего в результате внедрения этих подходов в жизнь звание самого известного и богатого инвестора планеты. Фундаментальный анализ основывается на анализе финансового состояния бизнеса, стоящего за акциями. Предметом изучения становится финансовое состояние предприятия, которое изучается, в первую очередь, на основе различной балансовой и отчетной информации, а также на основании прочей информации о бизнесе эмитента. Также как и в предыдущем случае, подходы Грехема, вероятно, прекрасно работали во времена Грэхема. При этом нужно понимать, что во времена Грэхема для получения необходимого отчета нужно было через полстраны трястись в поезде, встречаться с руководством предприятия или подкупать приглашать на обед секретаршу, возвращаться обратно с кипой отчетов, и затем тщательно анализировать их. И это, действительно, давало вам серьезные преимущества по сравнению с теми, кто этих отчетов не видел и не анализировал. В наш век, когда все отчеты публикуются в интернете в электронном виде, и практически мгновенно становятся доступны всем участникам рынка, вопрос о том, будете ли вы иметь преимущество, обладая какой-то информацией, которую не знают другие, вызывает все больше и больше сомнений. На вопрос о том, в какой степени фундаментальный анализ помогает обыгрывать рынок, я, опять-таки, попытаюсь дать ответ позже, а пока рассмотрим последний, наиболее современный метод инвестиций. 3. Пассивные или портфельные инвестиции И наконец, третья группа, третий подход к инвестициям, о котором мы будем говорить сегодня, это пассивные инвестиции. С одной стороны, их часто очень справедливо связывают с именем американского экономиста Гарри Марковица, основателя портфельной теории, написавшего в 1952-м году статью «Portfolio Selection» («Выбор портфеля»), и на которой основаны все современные принципы пассивных инвестиций. Однако, сами подходы портфельных инвестиций получили распространение не в 50-е годы, а намного позже, в несколько измененном виде под названием Asset Allocation («распределение активов») примерно в 80-90 уже годы прошлого века, то есть всего 20-30 лет назад. Активное внедрение новых подходов оказалось возможно по нескольким причинам. Во-первых, появились и начали получать массовое распространение персональные компьютеры, позволяющие обрабатывать большие объемы статистических данных. Сегодня применение портфельных подходов не вызывает больших технических трудностей, для подтверждения этих гипотез достаточно умения работать с электронными таблицами вроде обычного экселя. Но в 1950-х годах не существовало ни экселя, ни техники, на которой его можно было бы запустить. В результате очень долгое время, в течение нескольких десятилетий, подходы Марковица не были востребованы, а Нобелевскую премию за них (фактически, за статью 1952 года), он получил лишь в 1990 году. Сам Марковиц, кстати, признавался, что самым счастливым днем его жизни был вовсе не день получения Нобелевской премии, а один из дней 1970-х, когда ему удалось получить доступ к тогдашней большой ЭВМ для проверки своей теории путем компьютерного моделирования, и убедиться в правильности своих теоретических выкладок (для справки: цена запуска задачки на такой машине тогда по стоимости была сравнима с ценой нового автомобиля). Во-вторых, для массового внедрения подходов пассивных инвестиций требовались подходящие для этого инвестиционные инструменты. В частности, одним из важнейших инструментов для пассивных инвестиций стали индексные фонды. Первый индексный фонд был создан компанией Vanguard под руководством Джона Богла в 1975 году и, по сути, произвел революцию на рынке финансовых услуг. До появления индексных фондов управляющие брали за свою работу неоправданно высокие комиссии, которые в большинстве случаев абсолютно не оправдывались их результатами (по статистике до 80-90% управляющих на длительных промежутках времени проигрывают рыночным индексам). Появление и активное внедрение в жизнь индексных фондов позволило без лишних усилий инвестировать в очень широкие рынки, платить при этом минимальные комиссии за управление (управление в этом случае пассивное, а потому не требует специалистов с высокими зарплатами), и не брать на себя риски управляющих (риски того, что управляющие будут управлять вашими деньгами хуже рынка). В результате этих технологических изменений идеи пассивных инвестиций стали в 80-90-х годах прошлого века активно набирать популярность в Штатах и в Европе. Их очень быстро взяли на вооружение крупнейшие и всемирно известные инвестиционные компании. На вебинарах я привожу примеры портфельных подходов от таких компаний, как Fidelity, Vanguard, Merrill Lynch, T. Rowe Price, Morningstar, AIG, Oppenheimer Funds и других признанных профессионалов современного инвестиционного рынка. Однако, интересно, что при применении вот этих подходов для VIP-аудитории, для богатых инвесторов, компании при этом не спешили сильно пропагандировать подходы пассивных инвестиций на широкую публику (за исключением, разве что, Vanguard, глава которой, Джон Богл, очень много сделал для популяризации пассивных подходов). Почему? Потому что попытки активного внедрения в жизнь идей пассивных инвестиций приводят к снижению прибыли самих компаний. Компаниям намного выгоднее, чтобы вы либо самостоятельно пытались торговать, либо отдавали деньги в активное доверительное управление, в активные паевые инвестиционные фонды. И таким образом компании зарабатывали бы на вас. В первую очередь по этой причине подходы портфельных инвестиций до сих пор имеют очень низкую известность в России. Наши инвестиционные компании, брокеры и управляющие, не спешат поделиться частью своей прибыли с вами. Им гораздо более выгодна ситуация, когда вы берете на себя дополнительные риски, а они получают за ваш счет дополнительную прибыль от навязывания ненужных вам услуг. Информация о пассивных подходах сейчас начинает просачиваться на российский рынок, но пока ни одна российская инвестиционная компания не спешит широко пропагандировать эти подходы. Хотя на Западе они сейчас уже считаются чуть ли не стандартом для работы финансовых консультантов. Например, обратите внимание на статью об Asset Allocation на сайте американского регулятора – SEC – комиссии по фондовым рынкам и биржам (русский перевод статьи читайте здесь), и попробуйте найти хоть что-то на эту тему, например, на сайте нашей ФСФР. Повторюсь, у нас эти подходы крайне слабо известны. По сути, те семинары и вебинары, которые я последние три года провожу, это, вероятно, единственный образовательный продукт на российском рынке, который рассказывает именно об этих подходах. Других людей, которые на русском языке внятно рассказывали бы об Asset Allocation, я не знаю. (Тогда как, скажем, по техническому анализу существует огромная масса различных семинаров и вебинаров, при желании вы найдете и семинары по фундаментальному анализу, хотя здесь предложений гораздо меньше). Проболжение следует... Источник: рассылка mail.ru
Теоретическая база – технический анализ,
время появления - 1890-е годы.
Теоретическая база – фундаментальный анализ,
время появления – 1930 – 1940 гг.
Теоретическая база – Asset Allocation,
время появления – 1980 – 1990 гг.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-11-15 » Перенос сайта на WordPress с одного домена на другой
- 2024-11-08 » OSPanel 6: быстрый старт
- 2024-11-08 » Как установить PhpMyAdmin в Open Server Panel
- 2024-09-30 » Как быстро запустить Laravel на Windows
- 2024-09-25 » Next.js
- 2024-09-05 » OpenAI рассказал, как запретить ChatGPT использовать содержимое сайта для обучения
- 2024-08-28 » Чек-лист: как увеличить конверсию интернет-магазина на примере спортпита
- 2024-08-01 » WebSocket
- 2024-07-26 » Интеграция с Яндекс Еда
- 2024-07-26 » Интеграция с Эквайринг
- 2024-07-26 » Интеграция с СДЕК
- 2024-07-26 » Интеграция с Битрикс-24
- 2024-07-26 » Интеграция с Travelline
- 2024-07-26 » Интеграция с Iiko
- 2024-07-26 » Интеграция с Delivery Club
- 2024-07-26 » Интеграция с CRM
- 2024-07-26 » Интеграция с 1C-Бухгалтерия
- 2024-07-24 » Что такое сторителлинг: техники и примеры
- 2024-07-17 » Ошибка 404: что это такое и как ее использовать для бизнеса
- 2024-07-03 » Размещайте прайс-листы на FarPost.ru и продавайте товары быстро и выгодно
- 2024-07-01 » Профилирование кода в PHP
- 2024-06-28 » Изучаем ABC/XYZ-анализ: что это такое и какие решения с помощью него принимают
- 2024-06-17 » Зачем вам знать потребности клиента
- 2024-06-11 » Что нового в работе Яндекс Метрики: полный обзор обновления
- 2024-06-11 » Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе
- 2024-06-11 » Скорость загрузки сайта: почему это важно и как влияет на ранжирование
- 2024-05-27 » Подборка сервисов для расшифровки аудио в текст
- 2024-05-27 » PostgreSQL 16. Изоляция транзакций. Часть 2
- 2024-05-06 » Как настраивать конверсионные стратегии: работа над ошибками
- 2024-04-22 » Комментирование кода и генерация документации в PHP
Власть над собой — высшая власть. Луций Анней Сенека |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.