Запросы «залипли» на подходе к Топу, и дальше их никакими усилиями сдвинуть не удается. Вы уже устали от безрезультатного жонглирования внутренними и внешними факторами, но добиться роста никак не получается. Вам знакома такая ситуация? Если да, то эта статья для вас. Наша компания специализируется на аудите проблемных сайтов. В статье мы собрали и систематизировали наиболее частые причины, из-за которых «залипают» позиции обратившихся к нам за аудитом сайтов. Итак, приступим.
Проблемы с сайтом в целом
1. Фильтр Яндекса
Алгоритмы быстро меняются, и не все оптимизаторы успевают перестроиться. То, что еще год назад считалось нормой, сегодня может расцениваться, как переоптимизация. Если у вас есть подозрения, что сайт мог попасть под фильтр, то лучше сразу опровергнуть или подтвердить эту догадку. Не бойтесь писать в поддержку Яндекса.
Похожая на «залипание» ситуация может быть вызвана переоптимизацией или смысловой неуникальностью – «отсутствием на сайте добавочной ценности». Поддержка Яндекса обычно подтверждает наложение санкций по этим причинам. Или отвечает, что:
«С Вашим сайтом всё в порядке, он индексируется, участвует в поиске в соответствии с его релевантностью запросам пользователей».
Совет
Не бойтесь переспрашивать и уточнять. В процессе переписки сотрудники Яндекса иногда намекают на причину и могут дать подсказку, указав на конкретный раздел или страницу сайта. Само собой, что писать следует вежливо и стараться не задавать явно глупые вопросы.
2. Траст сайта
Часто приходится сталкиваться с недооценкой конкурентности тематики. Понятно, что хочется добиться всего и сразу, но молодому сайту тягаться со старыми трастовыми ресурсами сложно. Под трастом подразумевается доверие к сайту, его авторитетность в глазах поисковых систем. Авторитет не может появиться сразу – над ним нужно работать, завоевывать его.
Проанализируйте конкурентов из Топа, посмотрите, какой возраст их доменов, ссылки. Для трастовых сайтов характерен большой процент естественных ссылок, наличие упоминаний с авторитетных тематических сайтов.
Проблема с трастом обычно сказывается именно на ВЧ запросах. Менее конкурентные запросы могут при этом успешно продвигаться.
Совет
Молодым сайтам лучше сконцентрировать силы на НЧ и СЧ запросах и отложить на время «штурм вершин».
Сократить время ожидания могут помочь:
склейка основного домена с более старым (метод хорошо помогал раньше, сейчас он не так актуален);
ссылки с авторитетных тематических сайтов.
Проблемы в ссылочной массе
Следующий блок проблем связан с внешними ссылками сайта. Обратите внимание на количество и качество ссылок на ваш сайт. Давайте по порядку.
1. Количество ссылок
Сразу нужно подчеркнуть, что нет какого-то «золотого числа». В разных тематиках и регионах ситуация будет отличаться. По многим запросам сайты с одной сотней ссылок могут опережать ресурсы, на которые ссылаются тысячи страниц. Проанализируйте выдачу по интересующему вас запросу. Если в Топе есть сайты с таким же количеством ссылок, что и у вас, — все в порядке. Но если вы видите, что в Топ 10 у всех сайтов более 1000 ссылок, то с одной сотней пробиться на первую страницу выдачи, скорее всего, не удастся.
Посмотреть количество ссылок конкурентов можно, например, здесь http://solomono.ru/tools/.
Сервис дает не самые актуальные данные по ссылкам, но для того чтобы понять общую тенденцию подходит.
Анализ количества внешних ссылок сайтов с первой страницы выдачи Яндекса (регион Москва) по запросу «взять кредит».
(кликните для увеличения)
2. Качество ссылок
Что такое качественная ссылка? Какие ссылки работают, а какие нет? Этой теме можно посвящать отдельную статью. Алгоритмы постоянно меняются, и оптимизаторы продолжают дискутировать об эффективности различных ссылочных стратегий. Яркий пример - изменения в алгоритме Google 24 апреля 2012 (пингвин), после которых подход к наращиванию ссылочной массы сайта пересмотрело большинство оптимизаторов, ориентирующихся на Google.
В нашем случае не нужен детальный анализ. Важно понять – есть проблема или нет. Если ссылки на ваш сайт стоят в основном с бесплатных каталогов, на Sape закуплено много дешевых ссылок с нетематических сайтов, плохо разбавлен анкор-лист, а ссылок с авторитетных тематических ресурсов нет, то проблема может быть именно в качестве ссылочной массы сайта.
Совет
Как уже писал выше, выбор ссылочной стратегии – это тема отдельной статьи, и однозначного мнения нет. Есть общие правила, которых придерживается большинство оптимизаторов, но у каждого мастера свой стиль. Интересная статья на эту тему была недавно опубликована в блоге Сергея Кокшарова (devaka.ru).
Внутренние проблемы
1. Оптимизация посадочной страницы
- цены;
- тех. характеристик;
- адреса магазина или условий доставки;
- телефона;
- гарантии;
- отзывов;
- фото- и видеоматериалов;
- сопутствующих товаров.
В каждой тематике полнота информации может включать разные данные. Имеет также значение, к какому типу относится запрос. Например, 2 запроса: «купить холодильник» и «как купить холодильник». Отличие только в слове «как», но в одном случае – это коммерческий запрос, а в другом – информационный. Соответственно, совершенно разная выдача и разные требования к полноте информации.
(кликните для увеличения)
Совет
Нужно сделать продвигаемую страницу максимально информативной и удобной для пользователей. Обратите внимание, насколько полный ответ дает ваш сайт. Сравните свою страницу с конкурентами, возможно, вы что-то упустили, и поэтому Яндекс считает ваш ресурс менее полезным для пользователей.
2. Неправильный выбор посадочной страницы
При выборе посадочных страниц запросы разбиваются на группы. При этом наиболее часто встречаются 2 ошибки.
А) Переизбыток запросов на странице
В надежде сэкономить на ссылочном бюджете оптимизаторы стараются продвигать на одной странице как можно больше запросов. В итоге получаются перегруженные и размытые по смыслу страницы. Большим минусом в этом случае является и то, что при таком подходе сложно сделать хороший заголовок (title), который включал бы все продвигаемые запросы и был читабельным. Быть может, вы перестарались. И для проблемных запросов нужны отдельные страницы со своими, оптимизированными только под них, мета-тегами и контентом.
Совет
Попробуйте вынести проблемный запрос на отдельную страницу, где вы сможете сделать акцент именно на него.
Б) Взаимовытесняющие запросы
Еще одна проблема, связанная с выбором посадочной страницы, — взаимовытесняющие запросы. Чаще всего это высокочастотные запросы, и если страница считается релевантной одному запросу, то по второму ее уже не удастся продвинуть. Запросы в процессе продвижения могут меняться местами, но сразу 2 в Топ не попадают.Проверить запросы на взаимовытеснение достаточно просто – снова анализируем выдачу. Посмотрите, есть ли в Топе страницы, которые успешно продвигаются по двум запросам. Если нет, то, возможно, вы напали на след своей проблемы.
Немного изменив данные, приведу пример из практики. В прошлом году к нам обратились владельцы сайта, которые столкнулись с описанной выше проблемой, продвигая сайт по запросам «организация свадеб» и «организация праздников». Под оба запроса была оптимизирована и продвигалась главная страница. Проанализировав выдачу, мы увидели, что многие организации предлагают оба вида услуг. Но в Топе нет сайтов, которые продвигали бы 2 запроса на одной странице.
Сравнение выдачи Яндекса (регион Москва) по запросам «организация свадеб» и «организация праздников»
Совет
Если в Топ 20 нет сайтов, которые бы продвигали оба запроса одной страницей, то посадочную страницу для одного из запросов нужно менять.
Вы работаете над наращиванием ссылочной массы страницы, но поисковик стал показывать в выдаче ее дубль. Вот только один пример ошибки, которая может все ваши усилия свести на нет. Думаю, что найти в сети идеальный сайт без единой ошибки и валидным кодом достаточно сложно. Те или иные недочеты содержит большинство ресурсов. Далеко не все из них могут стать причиной «залипания», но их устранение наверняка будет плюсом в продвижении сайта.
Приведу небольшой список факторов, на которые следует обратить внимание в первую очередь:
- дубли страниц;
- одинаковые заголовки и мета-теги;
- неправильная обработка 404 ошибки;
- большое количество битых ссылок;
- медленная загрузка сайта;
- нестабильная работа сервера;
- ошибки в robots.txt.
Нужно учитывать, что ошибки могут возникнуть как в процессе разработки, так и при дальнейшей работе над сайтом. Поэтому лучше периодически проводить технический мониторинг.
Совет
Хорошими индикаторами наличия проблем служат Яндекс и Google вебмастера.
На скриншоте отмечены разделы, на которые, при поиске ошибок, стоит обращать внимание в первую очередь.
Скриншот панели инструментов для вебмастеров Google.
Пользовательский фактор
Плохие пользовательские показатели (большой процент отказов, небольшое количество просмотренных страниц и времени, проведенного на сайте) могут мешать сайту попасть в Топ 10 по интересующим запросам. Разумеется, ПФ касается запросов, уже находящихся в зоне видимости пользователей (не далее 2-3 страниц выдачи). Для этой проблемы характерна ситуация, когда сайт на время попадает на первую страницу выдачи, но через несколько апдейтов (применяются ПФ) позиции снова ухудшаются.
Для анализа ПФ необходимо понимать, что хорошие показатели для разных тематик отличаются. Где-то достаточно посмотреть телефон в шапке сайта, а где-то нужно прочитать информацию о компании и почитать отзывы. Нужно сравнивать ПФ показатели с показателями сайтов своей тематики. Большое подспорье в этом – открытая статистика конкурентов. Чаще всего это статистика liveinternet.ru.
Хорошая статья об анализе конкурентов через открытые данные различных счетчиков недавно опубликована на seonews.ru.
Совет
Чтобы понять причины проблемы, часто достаточно визуального сравнения своей страницы и конкурентной из Топа. Обращайте внимание на юзабилити и полноту информации.
Отличный инструмент, позволяющий понять, как ведут себя пользователи на вашем сайте, есть в Метрике – Яндекс Вебвизор. Посмотрите, как вели себя посетители, пришедшие к вам по продвигаемым запросам. Анализ потребует времени, но исправление ошибок и топовые позиции стоят затраченных усилий.
3 причины, мешающие оптимизаторам найти причину
Общаясь при подготовке аудита с заказчиками, мы вывели для себя несколько причин, которые чаще всего мешают оптимизаторам понять, почему «залипли» продвигаемые запросы:
1. Усталость профессионалов или «замыленность» взгляда
Долго работая над одним проектом, человек перестает на какие-то вещи смотреть критично, свыкается с недоработками, как с данностью. В итоге приходится сталкиваться с ситуациями типа «Слона-то я и не приметил».
2. Желание найти легкое решение
Оптимизатор в таких случаях надеется найти причину в вещах, которые легко исправить. Хочет найти решение, которое позволит за несколько апов ворваться в Топ. При этом боится себе сознаться, что причина, например, в ссылочной массе или некачественном контенте всего сайта. На исправление таких проблем требуется много времени и средств, и оптимизаторы до последнего верят, что, например, изменение порядка слов в тайтле совершит чудо, и все проблемы развеются, как туман.
3. Комплекс проблем
Отсутствие роста позиций может быть вызвано не одним, а сразу несколькими факторами. Для решения проблемы в этом случае нужен комплексный подход к улучшению сайта. Оптимизаторы в таких случаях могут начать «метаться». Поменял тайтл — не помогло, вернул прежний и поменял текст и т. д. В большинстве случаев такой подход не помогает, а только отнимает время.
Совет
Напоследок хочу дать еще несколько простых, но эффективных советов. Если вы никак не можете понять причину залипания:
- на время переключитесь и попробуйте вернуться к задаче через 1-2 дня;
- если вопрос состоит в оценке удобства или читабельности текста, можно попросить посмотреть сайт родственников или друзей;
- попросите взглянуть на сайт коллег.
- Не стесняйтесь задать вопрос на форуме.